Режиссёр Битоков – о работе с Ксенией Раппопорт, музыке IC3PEAK и фильме «Мама, я дома»
Суровая Тоня из-под Нальчика и её автобус Сгорбленная худая фигура с сухими, как солома, волосами — неужели это красавица Ксения Раппопорт? Резкая, жёсткая, всегда растрёпанная женщина за рулём автобуса, чем-то похожего на неё — скрипящего и неуютного. Это главная героиня фильма «Мама, я дома» — водительница автобуса Тоня. Тоня — мать взрослой дочери, которая ей как будто насолила самим фактом своего существования, и бабушка мальчика с проблемами в развитии. А ещё у Тони есть 18-летний сын Женя, который уехал из их маленького посёлка под Нальчиком куда-то далеко. Уехал, но обещал вернуться летом. Но летом Женя не вернётся. Однажды Тоню вызовут в странное место с отличным ремонтом, вручат непонятные награды и пять миллионов рублей. А ещё сообщат, что сын погиб на войне. Но так ли это на самом деле? Это второй полнометражный фильм 37-летнего режиссёра — одного из выпускников знаменитой мастерской Александра Сокурова в Нальчике. Той самой, из которой вышли Кантемир Балагов, Александр Золотухин и Кира Коваленко. Первый фильм Битокова, «Глубокие реки», был полностью снят на кабардинском языке и рассказывал историю кабардинской семьи, живущей в Приэльбрусье. Действие картины «Мама, я дома» разворачивается также на родине режиссёра, в Кабардино-Балкарии, недалеко от Нальчика. Но здесь хоть и присутствует явный национальный колорит региона, на суть истории он не влияет. В центре — проблема любви и семьи. И женщина, которая не умеет любить, а семья её — разбитое корыто, от которого продолжают отваливаться живые куски. Совместные фантазии режиссёра и актрисы Режиссёр Владимир Битоков рассказал в беседе с 78.ru, что сам образ главной героини, которую сыграла Ксения Раппопорт, создавался им и актрисой вместе: В Тоне, всегда суровой и неулыбчивой рабочей женщине из глубинки, сложно узнать красавицу Раппопорт. А жёсткие рыжие волосы, торчащие во все стороны и как будто никогда не знавшие расчёски, наводят на страшные мысли: неужели Раппопорт обрезала и испортила свои роскошные кудри ради роли? «Хотелось сделать персонажа, который не знает, что такое любовь» Резкость Тони, многократно увеличенная бедой, случившейся с её сыном, порой наводит на мысль, что она — далеко не самая лучшая мать. Она отталкивает самых близких, будто и вовсе никого не любит, кроме исчезнувшего сына. Так что же, Тоня — плохая мать? Режиссёр это хотел показать своим зрителям? Вовсе нет, уверяет Владимир Битоков: Юра Борисов и частные военные компании России Одиннадцать лет назад Юра Борисов сыграл в картине Андрея Звягинцева «Елена» эпизодическую роль уличного парнишки-гопника, друга непутёвого внука героини. А в январе 2022 картина «Купе номер шесть» с Юрой в главной мужской роли была номинирована на премию «Сезар». 29-летний актёр покоряет своей харизмой мир. А три года назад, перед началом съёмок картины «Мама, я дома», Юра Борисов покорил харизматичностью Владимира Битокова. Персонаж Борисова тесно связан с таким мутным явлением, как частные военные компании. История о ЧВК изначально была прописана сценаристом Марией Изюмовой — но режиссёр признался, что не слишком верил в рассказы о подселении к безутешной матери «подсадной утки» под видом погибшего сына: Песня IC3PEAK и Хаски как голос исчезнувшего сына Дулом автомата дали прямо по лицу Я зову на помощь, но ведь знаю, не придут Ехать по дороге мне до самого конца Твоя пуля в лоб, как путеводная звезда IC3PEAK feat. Хаски «Весело и грустно» Тень обезумевшей от горя Тони пляшет очень странный, почти экстатический танец под песню группы IC3PEAK и Хаски «Весело и грустно». Это одна из самых сильных сцен в картине, оказавшаяся импровизацией Ксении Раппопорт — об этом уже рассказывал режиссёр. Но как была выбрана эта песня? И могла ли заглавная композиция фильма быть другой? Владимир Битоков признался, что IC3PEAK — абсолютно не та группа, которую он стал бы слушать сам по доброй воле: Сама сцена танца продумывалась как она есть уже после того, как создатели фильма договорились с авторами песни, отметил Битоков: Песня «Весело и грустно» — не просто саундтрек, не просто обрамление к общей картине. Это — единственная ниточка, которая связывает героиню с сыном. Профи vs люди с улицы В картине, помимо прекрасных профессиональных актёров, сыграли и непрофессионалы — как и в предыдущем фильме Битокова «Глубокие реки». Например, роль участкового, в кабинете которого Тоня приковывает себя наручниками к столу, досталась буквально случайному человеку. По словам режиссёра, в кадре профессиональные актёры и не профи порой не сильно отличаются — главное, что и тех, и других нужно использовать «по назначению»: «Комплекс самозванца будет у меня до конца» Сам Владимир Битоков не мечтал с детства стать режиссёром. После окончания школы он поступил на филфак. Наш собеседник признался, что, даже поступая в режиссёрскую мастерскую Сокурова в Нальчике, не видел себя режиссёром: Но комплекс самозванца не мешает Владимиру Битокову работать. Тем более, что режиссёр решил не держать себя в рамках авторского кино. Совсем недавно он снял для «Кинопоиска» сериал «Хэдшот» о подростках-киберспортсменах, и уже работает над новым сериалом.