Новости Санкт-Петербурга
Мы в Telegram
Добавить новость
Все города России от А до Я
Россия24.proнепрерывные новости из регионов России 24/7 на русском + новости Москвы и Подмосковья от Moscow.Media и мировые новости от RU24.pro и партнёров в календарном формате (вчера, сегодня и сейчас) совместно с 123ru.net и платформой СМИ24.net по технологии 103 NEWS

Илья Хотиненко, режиссер фильма «Асфальтовое солнце»: «У нас началась эра позитивного кино»

В начале сентября подвел итоги 29-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». Победителем в конкурсной программе «Выборгский счет», где все решается через зрительское голосование, стал фильм Ильи Хотиненко «Асфальтовое солнце».

1982-й, крупный портовый город где-то в Крыму. Шестнадцатилетний Артем неожиданно для себя оказывается в странной ситуации: его отец, профессиональный танцовщик, уезжает на гастроли в Лондон и вдруг отказывается возвращаться, попросив в Великобритании политического убежища. Чтобы как-то прийти в себя и перестать быть диссидентом в глазах одноклассников, Артем начинает усердно заниматься скейтбордингом и дает себе слово выиграть ближайшие соревнования.

— Илья, вчера на премьере, представляя «Асфальтовое солнце», вы назвали его позитивным фильмом…

— Это не просто позитивный фильм. Это представитель особого жанра — жанра духоподъемного кино. Я никогда такого раньше не делал, мне было интересно.

— А почему не делали?

— Потому что раньше на них не было спроса. Это ведь тенденция довольно новая: она началась условно лет десять назад, когда стали появляться картины вроде «Легенды №17». И зрители очень хорошо на них отреагировали: голосовали деньгами, билетами… Да и в Министерстве культуры или в Фонде Кино на них довольно охотно выделяется финансирование. Так что я бы сказал, что у нас сейчас эра позитивного кино.

— Может быть, людям не хватает позитива в реальности?

— Возможно. Но если им нравится смотреть на то, как какой-то герой боролся с препятствиями, не сдавался и у него все получилось, то это же здорово. Пусть смотрят.

— Но почему именно восьмидесятые?

— Потому что это тоже тренд: очень модный, попсовый. Сегодня многие слушают музыку из восьмидесятых, одеваются, как в восьмидесятых… Мы как бы вернулись лет на сорок назад. На мне вот тоже штаны и кроссовки из восьмидесятых…

— Реально из восьмидесятых или просто в той же стилистике?

— Конечно, в стилистике (смеется). Но сами кроссовки очень похожи на те, которые у меня были лет сорок назад. А вот автомобили того времени до сих пор на ходу и бешено популярны. Цены на них даже выросли. Я вот недавно хотел купить полуразвалившийся Мерседес 1983-го года выпуска. Так выяснилось, что он стоит, как новый.

А про музыку и говорить нечего: все слушают A-ha, Depeche Mode… Мои дети фанатеют от той же музыки, которая в их возрасте нравилась мне. Причем, я им про нее не рассказывал. Наоборот, они сами приходят ко мне и говорят: «Папа, послушай, какая классная песня!»…

— А для вас восьмидесятые — какие они?

— Понимаете, я рос в странной семье. Мои родители были хиппи, поэтому по моим воспоминаниям трудно судить о том, какими восьмидесятые были на самом деле. Но я помню, что реальность была довольно жесткой. Потому что мы жили в двойном стандарте. Мы все ходили на линейки, поднимали знамя, стучали в барабан, салютовали... И нам кричали с трибун, что мы должны быть правильными, не должны делать то-то и то-то. Но как только линейка заканчивалась, все запреты демонстративно нарушались — и даже взрослые, которые пять минут назад что-то яростно проповедовали, посмеивались между собой над своими же словами, травили анекдоты… И это была очень странная аберрация сознания, из-за которой в голове рождались всякие мрачные образы. Так что если я бы снимал фильм про свои реальные восьмидесятые, то его бы запретили к прокату.

— Почему?

— Из-за сцен насилия. Его было очень много в той школе, где я учился.

— Насилия со стороны взрослых, которые требовали быть правильными пионерами?

— Я про насилие школьников друг над другом. В моей школе был жесткий, даже жесточайший беспредел, которого я не видел в самых страшных фильмах Гаспара Ноэ. Там было всё, вплоть до изнасилования в туалетах. А потом участники этого беспредела чистили свои октябрятские значки, поправляли галстуки — и шли на линейку. Поэтому для меня восьмидесятые не связаны с какими-то романтическими или ностальгическими воспоминаниями.

— Но в «Асфальтовом солнце» нет даже намека на что-то похожее. Зато есть пара моментов, которые кажутся уж очень знакомыми. Например, эпизод с директрисой, которая меряет линейкой длину школьных юбок. Аналогичная сцена, если помните, была еще в «Американке» Дмитрия Месхиева (1997), да и не только в ней…

— Это штампы, конечно, но мы их используем специально для широкой публики: они забавные, смешные и зрителям нравятся… Правда, режиссеру их снимать не очень-то интересно, потому что ничего нового тут не придумаешь.

— В вашей школе были какие-то похожие случаи?

— Когда я был в третьем классе, меня закрывали на ключ в Красном уголке, где я должен был смотреть на портрет Владимира Ильича…

И будить свою заснувшую совесть.

— Именно (смеется).

— Илья, тогда, если позволите, задам вам один глупый вопрос…

— (Оживляется) О, обожаю такое! Барабанная дробь… «Были ли смешные случаи на площадке?»

— Нет-нет, гораздо более глупый. Из серии «а что хотел сказать автор?» Вот для меня «Асфальтовое солнце» о том, что детство всегда заканчивается как-то внезапно. А для вас о чем этот фильм?

— Наверное, о том, что очень круто найти для себя какую-то платформу (пусть даже дурацкую доску с колесами) и зациклиться на ней настолько, что с ее помощью решить все проблемы. Это может быть что угодно: религия, хобби, влюбленность, магия, астрофизика… Главное, найти какую-то систему координат, какую-то опору — и тогда с ее помощью можно многое преодолеть.

— Илья, а как вы сами относитесь к поступку отца Артема? К тому, что он сбежал за границу, бросив семью?

— Мне кажется, он очень долго думал, прежде чем сбежать. Все взвесил — и именно этот вариант показался ему самым интересным. Кстати, с моей точки зрения, этот побег пошел всем на пользу. Папа переселился в Лондон, а сын повзрослел и стал круче.

— То есть, если вам когда-нибудь придется (или захочется) эмигрировать в Голливуд…

— Поймите, мои родители развелись, когда мне было шесть. Так что в каком-то смысле история Артема — это и моя история тоже. Сам я, кстати, тоже уже разведен: мои дети живут отдельно от меня. Но ведь такое довольно часто случается. Отцы постоянно куда-то мигрируют…

Что же касается фильма, то думаю, что ситуация выглядит так. Белов-старший уверен, что хочет реализоваться в своей профессии. И говорит себе: «Ты танцор, ты должен быть в Лондоне». А на деле это просто его мозг послал ему сигнал: «Друг, ты уже вырастил ребенка, иди дальше, ты свободен». И он уезжает, поэтому что так заложено природой: самцы гораздо меньше ответственны за детеныша, чем самки.

— Если мы уж начали говорить про семью… Ваш отец — известный режиссер, Владимир Хотиненко. Как вам кажется, с такими вводными у вас был шанс выбрать другую профессию?

— Шанс, наверное, был. Но я же практически рос на съемочной площадке, поэтому к окончанию школы уже все знал и про эту профессию, и про этот бизнес. Так что поступить на режиссерский мне было чуть проще, чем другим. Но, если честно, мне режиссерская профессия не слишком нравится. Она все-таки скучная…

— Почему?

— Она туристическая: она для любителей походного образа жизни. Ты мотаешься по экспедициям, торчишь на улице по тринадцать часов, живешь в дешевых гостиницах (в отелях получше живут продюсеры), а чем занимаешься-то? Да просто мизансцены разводишь…

— Тогда какая профессия вас притягивает сильнее?

— Конечно, профессия продюсера в тысячу раз интереснее. Ты сам придумываешь проект, сам нанимаешь сценариста, выбираешь режиссера, художника, оператора…

— И сидишь себе в дорогой гостинице, поплевывая сверху на съемочную группу, которая пыхтит-работает на морозе

— Да! Но дело, в общем, не в этом: ты сам разрабатываешь большие системы, большие конструкции — и это во много раз круче и любопытнее. Но, к сожалению, возможность стать продюсером я упустил: поэтому моя профессия — это разводить мизансцены и нянчиться с капризными актерами (иронически улыбается).

Хорошо, а когда вы работаете на ретро-территории (или на территории исторических фильмов), есть ли какие-то особенности у таких съемок?

— Это как раз более увлекательно, потому что во время производства ты вытаскиваешь из подсознания какие-то детали, с которыми сталкивался, когда был ребенком. Например, я вспомнил, что у меня был робот, склеенный из пустых пачек сигарет — и попросил реквизиторов склеить такого же.

А вот, к примеру, эпоху Екатерины Великой снимать сложнее. Ведь я в то время не жил, да и никто не жил — спросить не у кого. Поэтому ошибиться в каких-то мелочах лет на пятьдесят очень просто. И консультанты в данном случае не помогут: они тоже ошибки делают. А еще мне очень не нравится, когда люди говорят в историческом кино современным языком: это жутко фальшиво.
— Илья, а как вам кажется, сегодня снимать кино сложнее, чем в восьмидесятых, или наоборот?

— С технической точки зрения, наверное, проще. Потому что цифра и кинопленка — это две огромные разницы.

— Но дело же не в пленке или цифре. Сегодня молодые режиссеры часто жалуются на нехватку денег или давление продюсеров. А советское время — это влияние цензурного комитета…

— Мне кажется, что сегодняшние вечно ноющие режиссеры, которые переживают из-за того, что их душат продюсеры — это полная чушь. Потому что продюсер, как правило, профессионал: он знает, что сработает, а что нет. А если ты такой гениальный, то сам становись продюсером и сам ищи финансирование (я, кстати, вообще считаю, что этим двум профессиям пора сливаться в одну).

Что касается СССР, то там была своя система селекции интеллекта: тот, кто эту селекцию проходил, снимал за государственный счет. Была ли эта система функциональной? Сказать сложно, но у нас все-таки было довольно много крутых режиссеров — значит, схема худо-бедно работала. В современном мире система селекции изменилась — и стала гораздо более жесткой. Но и более честной. Так что мне эти изменения нравятся.

Илья Хотиненко — кинорежиссер, сценарист и продюсер. В 1994-м году поступил на режиссерский факультет ВГИКа, кино начал снимать с конца 1990-х. Среди его работ «Одиссея 1989», «Зови меня Джин», «Поиски улик» и другие. Сын режиссера Владимира Хотиненко. «Асфальтовое солнце» выйдет в прокат в начале 2022-го года. 

На фотографии кадр из фильма "Асфальтовое солонце". Фото на анонсе: www.ruskino.ru


«Тоттенхэм» уступил «Челси» в лондонском дерби в чемпионате Англии

Чубайс стал соорганизатором Центра российских исследований в Израиле

Штаты — страна врунов. США запугивают всех ядерной бомбой РФ в космосе

Планируете отдых на Черном море? Отель “Мишель” предлагает отличный сервис по приемлемым ценам

Moscow.media

Ученые: Магнитная буря 2 мая может вызвать северное сияние в Москве

В Подмосковье зона каршеринга расширилась еще на 4 горокруга

SOS, SOS, SOS! Прямо сейчас здоровью грозит необычная солнечная буря

Штаты — страна врунов. США запугивают всех ядерной бомбой РФ в космосе

Музыкальные новости

Новости Ленинградской области


Москва

Sqwoz Bab тур при партнерстве Like FM



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Ленинградской области на сегодня

Другие новости Ленинградской области

Частные объявления в Ленинградской области




Новости от партнёров Russia24.pro


Здоровье

ЗЕЛЕНЬ для здоровья мужчин и женщин: советы аюрведы



Все новости часа на 123ru.net
Москва

«Тоттенхэм» уступил «Челси» в лондонском дерби в чемпионате Англии

<

>
Moscow.media <::
:: Санкт-Петербург на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие регионы России

Новости Ленинградской области

Новости Ленинградской области


Москва

Продвижение новых песен с высоким результатом


Авто в Ленинградской области


Спорт в Ленинградской области



Новости тенниса


WTA

WTA предвкушает дуэль Елена Рыбакина — Юлия Путинцева на турнире в Мадриде


Здоровье в Ленинградской области


Экология в Ленинградской области


Коронавирус в Ленинградской области


Музыкальные новости


Deep Purple

Deep Purple — Portable Door


Власть


Россия


Rss.plus


Бато Багдаев

Артистка Госцирка Бурятии Аригма Цыремпилова начинала как девочка-каучук (Культура в России, Дети и Театр)


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня



Russia24.pro — вся правда о России и из России 24/7 (сегодня и сейчас).

Russia24.pro — федеральная интернет-платформа медийных ресурсов регионов России в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. Russia24.pro — ваши новости сегодня и сейчас в Ленинградской области.

Все авторы публикаций — на SMI24.net (с комментариями 24/7) от Smi24.net (облегчённая версия международной платформы 123ru.net с учётом действующего законодательства РФ в отношении СМИ). Все новости на английском языке сегодня и сейчас — тут.

Опубликовать новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь, а также на страницах партнёрских проектов 103news.com и RSS +

Санкт-Петербург на Ria.city

Светские новости (слухи, сплетни, сарафанное радио, шоу-бизнес, рейтинги)



Самые свежие публикации часа



Russia24.pro — информационно-просветительский интернет-канал про всё, что происходит сегодня и сейчас и происходило когда-то (в архиве, в календарном формате) во всех регионах России (не путать с федеральным ТВ каналом "Россия 24") — новости, статьи, сообщения, реплики, высказывания, комментарии из самых дальних уголков страны, конкретных регионов, городов, сёл и деревень от конкретных источников в текущее время с ежеминутно авторизованным обновлением контента (тексты, фото, видео) на основе уникальной авторской технологии обработки большого количества данных в единицу времени (в настоящее время, это — более чем 20 000 источников публикаций ежедневно со всего мира и, практически на всех популярных языках планеты) в формате онлайн. Russian24.pro — всегда свежие новости без купюр и модерации на канале Россия24.про, а также глобальных дочерних гео и тематических проектах News-Life.pro, News24.pro, BigPot.News и старейшей базовой платформе новостей 123ru.net, а так же её сателлитах. Мы — дорожим Вашим временем и каждым мнением и никогда не навязываем своего видения событий. Точка зрения редакции не всегда совпадает с толкованием авторов и текстами опубликованных новостей и статей. Спасибо, что сейчас Вы — с нами и в мире. Бесплатная публикация новостей доступна в любом городе и регионе на любом языке (определяется автоматически) по ссылке и — внизу каждой страницы.


News Every Day

5 Things To Remember When A Friendship Ends


Game24.pro